?

Log in

денис · гороховский


Модальные лады

Recent Entries · Archive · Friends · Profile

* * *

С вашего позволения, я немного расскажу о Модальных ладах. Ладов всего семь (поскольку нот тоже семь) и их придумали греки. Потому их так же называют Греческими ладами, и потому у них такие странные названия.☺ Каждый из этих семи ладов образуется в результате проигрывания натурального мажора от ступени до ступени. Ступени предлагаю, для предотвращения диссонанса в восприятии, в ближайшие несколько минут называть нотами. Т. е., если от первой до первой ноты сыграть натуральный мажор получается сам натуральный мажор (неожиданно, правда?); но если сыграть натуральный мажор от второй до второй ноты получается Дорийский лад; от шестой до шестой - Эолийский лад, и далее в том же духе.


Проблема состоит в том, что при таком методе построения, тоникой каждого нового лада будет та ступень (нота) натурального мажора, от которой мы играем лад. И если вам (как мне, например) такой способ построения модальных ладов кажется не слишком удобным - вот еще один:

- для того, чтоб получить Дорийский лад понижаем 3-ю и 7-ю ноты натурального мажора на полтона;
- для того, чтоб получить Фригийский лад понижаем 2-ю, 3-ю и 7-ю ступени натурального мажора на полтона;
- Лидийский лад - 4-ю ступень
- Миксолидийский лад - 7-ю ступень
- Локрийский - 2-ю, 3-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю ступени.

В любом случае перед тем, как приступать к модальным ладам нам следует выучить натуральные мажорные и минорные гаммы (которые, кстати, являются Ионийским и Эолийским ладами соответственно).

Я предвижу вероятность того, что эта идея, как и предыдущая, вас не впечатлила. Или на оборот - впечатлила слишком сильно. Не беда: что касается гитары, мы можем смело опустить теоретические особенности построения греческих ладов и, всего лишь, вдумчиво выучить аппликатуры. Но, не смотря на теоретическую простоту этой задачи, на практике это не так легко, как кажется. Трудности возникнут на том этапе, когда вам понадобится  держать аппликатуры всех семи ладов в памяти. В прочем, ресурсов вашего мозга может быть намного больше, чем моих, и у вас подобной проблемы не возникнет.

Как бы там ни было, чисто визуально, три аппликатуры греческих ладов очень тесно связаны с аппликатурой минорной пентатоники (которая, надеюсь, вам уже известна), а еще три – с аппликатурой мажорной (она менее популярна, но ее тоже не помешает знать).

Выглядит эта идея вот так:

Немного о том, как читать данную аппликатуру: Черные кружочки означают тонику, от которой мы решили играть гамму(например, если это нота Си, то следующей нотой Дорийского лада будет нота До); не закрашенными кружочками отмечены ноты, которые входят в минорную пентатонику; треугольниками отмечены ноты, которые нам нужно добавить к аппликатуре пентатоники для того, чтобы получить нужный лад.  Теперь давайте попробуем применить тот же самый принцип к мажорной пентатонике:

Остался еще один лад, с которым нам следует познакомится. Но дело в том, что он созвучен исключительно с минорными септаккордами с пониженной пятой ступенью (m7b5). А это довольно болезненный опыт для ушей ваших зрителей. Хотя, лично я всегда считал, что приятно уметь раздражать людей.☺ Не обязательно этим постоянно пользоваться, но уметь приятно:

Что касается гармонизации Греческих ладов:

Ионийский лад(maj7)            1   2   3   4   5   6   7

Дорийский лад (m7)              1   2 b3   4   5   6 b7

Фригийский лад (m7)            1 b2 b3   4   5   6 b7

Лидийский лад (maj7)           1   2   3 #4   5   6   7

Миксолидийский лад (7)      1   2   3   4   5   6 b7

Эолийский лад (m7)              1   2 b3   4   5 b6 b7

Локрийский (m7b5)               1 b2 b3   4 b5 b6 b7

Если мы внимательно посмотрим на приведенную выше формулу, мы обнаружим, что каждый лад содержит в себе формулу определенного септаккорда. Грубо говоря, каждый лад это септаккорд плюс три дополнительные ноты.

Область применения ладов не ограничена: от тяжелого метала и до, собственно, модального джаза. Но, есть один довольно любопытный способ их использования, на который я хотел бы обратить ваше внимание. Поскольку вы знакомы с минорной пентатоникой, вы наверняка знаете, что такое блюзовая фразировка. Все, что нам нужно сделать - это добавить в выбранную вами блюзовую фразу ноты от какого-нибудь лада.

Например:

А вот, что будет, если добавить сюда несколько нот Дорийского лада:


Так можно поступить с любой известной вам блюзовой фразой.

Надеюсь, я был полезен.

Удачи!


* * *